В массовом сознании
слова «турбо», «турбонаддув», «турбированный двигатель» прочно
ассоциируются со спортивными машинами и мощными двигателями. При этом, немногие
представляют себе устройство и принцип работы турбонаддува. Хотя ничего особенного
сложного в нём нет.
Что
такое турбонаддув в автомобиле
Турбонаддув это специальная
система, которая закачивает (наддувает) дополнительный воздух в цилиндры
двигателя. Такая система используется не только в автомобильных двигателях, но
и в авиационных, тепловозных, корабельных, и многих других. Широкое
распространение турбонаддува вызвано тем, что это очень простой и дешёвый
способ повышения мощности двигателя. Турбировать можно почти любой
автомобильный двигатель, даже если это изначально не предусмотрено
конструкцией.
Устройство
турбонаддува относительно простое:
§ турбокомпрессор;
§ охладитель воздуха;
§ набор патрубков;
§ выпускной коллектор;
§ ряд датчиков и
клапанов.
Полный комплект не занимает много места, его установка не требует серьезной
переработки силового агрегата. Поэтому поставить турбонаддув на свою
машину может любой желающий. Цены на турбосистемы сильно разнятся, в
зависимости от мощности, эффективности, фирмы-производителя.
Принцип работы
турбонаддува
Принцип работы турбонаддува достаточно прост. Выхлопные газы, которые выбрасывает двигатель, попадают на турбину и придают ей вращение. Турбина, в свою очередь, передаёт крутящий момент компрессору, он засасывает воздух и сжимает его. После этого сжатый воздух направляется в цилиндры двигателя. Опционально в эту схему вносится промежуточный охладитель воздуха — интеркулер. Он снижает температуру сжатого компрессором воздуха, соответственно уменьшая его объём. Это избавляет от неприятных эффектов вроде детонации, и повышает общую эффективность системы.
Смысл закачивания дополнительного воздуха становится ясен, если вспомнить
принцип работы двигателя внутреннего сгорания. В его цилиндрах сгорает
топливо-воздушная смесь, этот процесс толкает поршень, который проворачивает коленвал.
Но, для эффективного сгорания смеси важно соблюдать правильное соотношение
топлива и воздуха, поэтому нельзя повысить мощность просто добавив в смесь
больше топлива. Вместе с увеличением количества топлива нужно увеличивать и
количество воздуха.
Это можно сделать увеличив объём цилиндра, чтобы в него помещалось побольше
воздуха. Но можно пойти другим путём — повысить плотность воздуха, загоняемого
в цилиндры. Тогда с той же единицы рабочего объёма двигателя можно снимать
ощутимо большую мощность. Хороший пример — спорткары, где каждый литр
объёма может выдавать более 150 л.с. Конечно, помимо турбонаддува там
используют ещё массу ухищрений. Но вполне реально получить 105-115 л.с. на литр
с помощью одного только турбирования.
Что такое турбояма или турболаг
Принцип работы турбонаддува заключается в том, что двигатель «разгоняет»
себя за счёт своей же работы. Эта особенность вызывает появление такой проблемы
как турбояма или турболаг. Она проявляется в виде провала мощности, который
появляется после резкого нажатия на педаль газа.
На заре турбированных моторов доходило до смешного — слишком резко и сильно
нажав на педаль «газа», можно было полностью заглушить его. Сейчас сложная
механическая и электронная начинка не даст этому произойти, но эффект турбоямы
с неприятным провалом мощности всё равно остаётся. Особенно этим страдают
дешевыё турбо-системы или неправильно установленные и настроенные.
Чтобы сгладить турболаг, используют хитрые электронные системы упреждающего
наращивания оборотов. Они регистрируют резкие нажатия на педаль акселератора и
раскручивают компрессор электроприводами, не дожидаясь, когда «проснётся»
турбина. Цена таких решений, как правило, немаленькая, поэтому они встречаются
в осномном только на спортивных авто.
Плюсы и минусы турбонаддува
Использовать турбонаддув имеет смысл только в том случае, если крайне
необходимо придать автомобилю более динамичный, спортивный характер. Это
действительно отличный способ минимальными затратами повысить мощность
двигателя. Турбирование увеличивает максимальную скорость машины и улучшает ее
динамику.
При этом турбонаддув позволяет
обходиться меньшим объемом топлива по сравнению с двигателем такой
же мощности и большего объёма. На эту деталь нужно обратить самое
пристальное внимание, так как сам по себе турбонаддув не уменьшает, а
увеличивает расход топлива. Потому что при росте количества воздуха в
цилиндрах нужно соответствующе нарастить подачу топлива.
Помимо увеличенного расхода горючего, турбонаддув имеет следующие
недостатки:
§ турбокомпрессор
вращается на огромных оборотах и сильно нагревается, что отрицательно
сказывается на его долговечности;
§ непредусмотренное
изначально увеличение мощности усиливает износ всех частей двигателя;
§ турбонаддув
предъявляет повышенные требования к качеству топлива и моторных масел;
§ турбирование включает
в себя изменения настроек работы двигателя, фаз газораспределения.