ДВС- двигатели внутреннего сгорания – это основной агрегат, на котором
работает большинство современных авто. Принципу работы данного двигателя более
150 лет! Вся электронная, интеллектуальная начинка новых двигателей все равно
не спасает от типичных проблем и болезней ДВС.
Наиболее распространенная проблема – богатая топливная смесь. Если смесь слишком богатит – даже Ваш современный автомобиль с инжекторным двигателем сможет стать
похожим на старый, трясущийся авто, конца 19 века.
Какие признаки богатой смеси в работе двигателя?
Не нужно быть опытным автомехаником, чтобы распознать признаки богатой
смеси – их невозможно не заметить и тяжело игнорировать. Если двигатель Вашей
машины работает на обогащенной смеси, Вы можете заметить целый рад особых
признаков:
- Из
глушителя могу быть слышны хлопки и выстрелы, даже на холостом ходу;
- Черный,
или серый дым, выходящий из выхлопной трубы;
- Загорелся
оранжевый значок “Check Engine” на панели;
- При
компьютерной диагностике обнаружилась ошибка P0172;
- Динамика
проваливается – машину «что-то удерживает», одновременно она «спотыкается»;
- Значительно
увеличился расход топлива;
- В самом
плохой случае – машина просто откажется заводиться на холодную;
Эксплуатация авто с такими проблемами весьма затруднительна, иногда даже
невозможна. Неопытных автовладельцев может это напугать: в голове рисуются
образы довольных мастеров на СТО и суммы с нулями. Принцип лечить болезнь на
ранней стадии подходит к данному случаю как нельзя лучше. Запускать данную
проблему не стоит. Как не стоит игнорировать вышеперечисленные симптомы.
Что такое богатая смесь?
Если взять название «Двигатель внутреннего сгорания» и рассмотреть его, Вы
увидите, что в названии кроется его основной принцип работы: в его цилиндрах
происходит воспламенение и сгорание топлива. Процесс горения невозможен без
кислорода. Поэтому для нормального течения реакции двигателю необходим
постоянный приток кислорода (воздуха). Самое интересное в том, что кислорода в
воздухе недостаточно для полноценного горения (всего 20%). Для нормального
течения реакции сгорания топлива в цилиндрах двигателю нужно раз в 15 больше
воздуха, чем топлива (бензина, дизеля).
Словосочетание Богатая Смесь ни что иное, как нарушение данной пропорции –
в двигатель подается больше топлива, чем необходимо. Вносятся коррективы в
нормальную работу ДВС: большее количество бензина просто не успевает сгорать и
подается с выхлопными газами в выхлопную систему. Автомобиль недополучает
необходимой мощности, двигатель захлебывается. В отдельных случаях топлива
может быть так много, что бензин просто зальет цилиндры.
Причины образования богатой или бедной смеси
Чаще всего богатая смесь образуется не из-за того, что топлива подаётся
больше чем нужно, а из-за того, что воздуха подаётся меньше чем необходимо.
Самая банальная и распространённая причина — забитый воздушный фильтр. Увы,
многие автомобилисты забывают о том, что некоторые узлы нужно регулярно менять,
даже если они выглядят как новые. Воздушный фильтр — один из таких узлов, его
нужно менять не реже, чем через каждые 30 тысяч км пробега, а на мощных авто —
ещё чаще.
Также подачу воздуха может «срезать» неправильно работающий датчик
давления воздуха - необходимо отрегулировать. В паре с ним работает датчик давления топлива, который также
может поставлять заниженные данные электронному блоку управления
двигателя. Исходя из них, блок начинает закачивать больше топлива в цилиндры,
обогащая смесь. Она, как мы узнали выше, ухудшает мощность и динамику, блоку
управления это не нравится, и он подаёт ещё больше бензина. Отсюда — сильно
растущий расход топлива.
Причина богатой топливной смеси может скрываться и в самом электронном
блоке управления двигателем. Это могут быть ошибки в его программе, но также и
некорректно внесённые в неё изменения. Умельцы-самоучки и просто
неквалифицированные мастера «тюнят» блок управления, намеренно повышая
долю топлива в смеси. Так можно добиться небольшого прироста мощности, но куда
легче нарушить баланс и добиться обратного результата.
Нарушать пропорции бензина и воздуха может и топливный насос, накачивая в
систему куда больше топлива, чем нужно. И самая трудно определяемая причина —
неисправности форсунок в цилиндрах. Они могут засориться или деформироваться, и
тогда баланс воздушно топливной смеси может колебаться в любую сторону.
Последствия езды на богатой или бедной смеси
Ничего хорошего езда на богатой смеси не принесет. Если вовремя не решить проблему, то это может привести к таким последствиям:
- прогорание и прочие поломки глушителя и катализатора, т.к. выброшенное топливо начинает догорать в выхлопной системе — отсюда чёрный дым, хлопки и выстрелы;
- на стенках выпускной системы двигателя образуется маслянистый осадок, который её засоряет, и спустя длительное время может понадобиться полная чистка системы;
- резко возрастает процент содержания вредных примесей в выхлопных газах, что вредит окружающей среде и сокращает ресурс катализатора;
- непредсказуемые провалы в динамике (на горячую) могут быть очень опасны и для вас, и для других участников дорожного движения.
Так что при первых же признаках обогащения топливной смеси лучше тут же
наведаться в автосервис. Тем более, что проблема очень быстро и легко
определяется сканером памяти бортового компьютера — он выводит
ошибку Р0172. Также во многих случаях ремонт оказывается недорогим и
достаточно быстрым.
По статистике проблеммы связанные с богатой смесью часто возникают у автомобилей:
opel (опель) астра, вектра, фольксваген пассат б3 (моновпрыск), ауди 80, а4 (инжектор), ниссан, пежо
308, ситроен, вольво, мазда, форд фокус, бмв, рено.
Примечание: span> HTML не переведен!